Главная
Карта сайта
Обратная связь
Персонаж
ДомойСтатьи Город на ощупьСтрелка вниз

Статьи

Город на ощупь

Наш корреспондент попробовала прожить пару часов в кромешной темноте и вышла на улицы города с завязанными глазами.
ИСПЫТАНИЕ ТЬМОЙ
Шефство надо мной согласилась взять Ирина Алексеева, председатель тверской организации Всероссийского общества слепых. Эта активная и жизнерадостная женщина всю жизнь прожила на ощупь, она родилась слепой. Но это не мешает ей передвигаться по городу и жить полноценной жизнью. «Где вам удобно встретиться? Я могу подъехать куда угодно», - ответила она мне по телефону, когда мы договаривались о встрече.
Начать нашу экскурсию с завязанными глазами решили от здания областной библиотеки для слепых на Спортивном переулке. Пока я надеваю на глаза чёрную повязку и привыкаю к кромешной темноте, Ирина даёт мне первый урок вслепую.
-Сейчас мы пойдём в сторону вокзалов. Бери в руки трость и прощупывай почву. Это просто: водишь ею по сторонам и «сканируешь» местность.
Просто только на словах. Сначала я никак не могла избавиться от ощущения, что все вокруг косо на меня смотрят. Потом добавился страх задеть тростью кого-нибудь из прохожих или дорогую машину. Непреодолимым препятствием вдруг стали ямы на дорогах и бордюры, которые без повязки на глазах я и не замечала. Вообще сканер из меня получился неважный. Первый же бордюр на пути - и я чуть не упала. Моя спутница испугалась не меньше и взяла всё в свои руки: и трость, и меня. «Держите меня под руку и не отставайте», - строго сказала Ирина. -Вот-вот мы свернём на короткую дорожку во дворе дома №43 по ул. Коминтерна. Советую вам держаться одной рукой за стену, ямы тут такие, что и зрячему-то тяжело пройти, не то что слепому. А если дождь пойдёт - пиши пропало, по колено окажемся в воде. К кому мы только ни обращались, чтобы эту дорожку отремонтировали, но отовсюду одни отписки: земля эта ничья, а значит, и ответственных не найти. Сейчас мы будем переходить дорогу, до зебры осталось всего ничего. Здесь нужно быть особенно внимательной: остановись и послушай дорогу. Я уже совсем не ориентируюсь в пространстве понимаю, куда мы идём. Мимо нас проходят люди, где-то рядом гудят машины, меня охватывает паника. Переходить проезжую часть вслепую, пусть и по пешеходному переходу, страшно. И я решаю схитрить: приподнимаю повязку и осматриваю местность. И удивляюсь: мы действительно стоим на «зебре».
7 тысяч ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В РЕГИОНЕ.
-Как вы поняли, что здесь переход? - спрашиваю я.
-Вы, как мой пятилетний внук, - смеётся Ирина. - Он всегда мне говорит: бабушка, я не верю, что ты ничего не замечаешь вокруг, а слепой человек запоминает все бордюры, ухабы и повороты. Достаточно раз пройтись по незнакомой дорожке, и всё.
СЛЕПЫ НЕ НЕЗРЯЧИЕ
-Пару лет назад в Твери незрячих людей обучали «GPS-навигации» . Почему мы не пользуемся этой штукой?
-Я включаю его редко, только когда нахожусь на незнакомой дороге. Например, когда ездила на сессии в Клин, всегда им пользовалась. А в Твери в нём нет необходимости, да и лучше трости, пока ничего не придумали. Навигатор «завязан» на спутниках, и если сигнала нет, он притормаживает. Да и о ямах на дорогах и открытых люках он не предупреждает.
-Но если хотите, я покажу, как он работает. Ирина достаёт из кармана смартфон, запускает специальную программу, и телефон начинает «говорить» с нами. Голосом мы задаём конечную точку маршрута - железнодорожный вокзал - и следуем подсказкам системы. Навигатор явно «бежит» впереди нас. Мы ещё плетёмся по Спортивному переулку, а он - уже на ул. Коминтерна. Оказалось, «тормозит» не смартфон, а я.
-Чем быстрее идёшь, тем меньше вероятность погрешности. Надо прибавить скорости, - учит меня Ирина.
А как идти быстрее, если я ничего не вижу? Где-то рядом проносятся машины, пищит светофор, мимо пробегают десятки людей. Из-за шума я не могу разобрать, что «говорит» эта штука, и начинаю нервничать. Где мы находимся? Сколько нам ещё идти? В какую сторону двигаться?
- Спокойствие, - как-то угадывает моё состояние Ирина; - С первого раза это не получается даже у самого продвинутого пользователя, мы обучались этому: не одно занятие. Да и навигаторы есть далеко не у всех слепых. Устройство с такой программой бесплатно получили человек двадцать, остальные ходят по старинке с тростью. Так что нам с вами ещё повезло. Нельзя полностью полагаться на электронику, главным помощником для слепого всё равно остаются люди. Вот оборудовали у нас общественный транспорт системой, которая озвучивает остановки. Вроде бы хорошее дело, но эта штука запрограммирована на определённую скорость, и если автобус попал в пробку или наоборот поехал быстрее, начинается путаница. Недавно я ехала с одним знакомым в гости. Автобус - на площади Капошвара, а голос утверждает, что мы уже у библиотеки Герцена. Ну и как тут не запутаться? Хорошо, что добрые люди подсказали, когда выходить.
НЕДОСТУПНАЯ СРЕДА
Когда мы с моей спутницей добрались до вокзала, пот с меня лил градом. И прошли-то всего метров триста, но, если ты не видишь, такое расстояние выматывает сильнее многокилометровой пробежки. Обратно я решила идти без повязки и увидела то, чего до этого эксперимента даже не замечала. Все тротуары по дороге к библиотеке слепых вдоль и поперёк заставлены машинами; пройти здесь можно только пройти здесь можно только по дороге.
-Вот вам и доступная среда, - вздыхает Ирина. - Хотели сделать, как лучше, убрали бордюры, чтобы нам, инвалидам, было удобнее. А в итоге наши тротуары стали доступными для автомобилей. Я прошлой зимой наткнулась на припаркованную машину, сломала трость и чуть было не упала. Выходит, слепы совсем не незрячие, а те, кто старается их не замечать. Давайте же будем проявлять уважение, помогать людям с ограниченными возможностями в общественном транспорте, на улицах и перестанем заставлять своими машинами тротуары. Человек может привыкнуть ко многому. Единственное, к чему привыкнуть нельзя, - к отсутствию нормального человеческого отношения.
Евгения СИДЕЛЬНИКОВА
КСТАТИ
Студенты ТвГУ разработали специальное устройство для слепых и слабовидящих людей, которое может заменить им трость. Прибор представляет собой небольшую коробочку, размером примерно 1.0 на 5 см, которая крепится на пояс, Работает он как эхолокатор - определяет расстояние до; препятствия и подает сигнал. Максимальное расстояние, на котором устройство начинает это делать, - 2,5 м. Себестоимость этой «коробочки» - одна тысяча рублей. Для сравнения, смартфон с лицензированной программой gps-навигации обходится в 18 тыс. рублей.
Автор: Ирина Алексеева
22.10.2015

Рекомендовать: